Основные термины и сокращения в характеристиках грузовой техники
Терминология
Автомобильный подвижной состав разделяется на грузовой, пассажирский и специальный:
- к грузовому составу относятся бортовые автомобили, тягачи, самосвалы, прицепы и полуприцепы,
- к пассажирскому – автобусы, легковые автомобили, а также пассажирские прицепы и полуприцепы,
- к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения специализированных работ.
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъёмности. По назначению грузовые автомобили подразделяются на бортовые, самосвалы, тягачи. Пассажирские автомобили вместимостью не более 8 человек, не включая водителя, относятся к легковым, свыше 8 человек – к автобусам. По назначению автобусы подразделяются на городские, местного сообщения, междугородные и туристические. К специальному подвижному составу относится различная автотехника, предназначенная для различных специализированных работ и имеющая специально смонтированное оборудование: рефрижераторы, пожарные автомобили, автокраны, коммунальная техника, техника нефтегазодобывающей отрасли и т.п.
Общие понятия
- Базовая модель — модель, на основе которой производят модифицированные версии.
- Модификация – модель автомобиля, отличающаяся от базовой некоторыми показателями (конструктивными и/или эксплуатационными), удовлетворяющими определённым требованиям и условиям эксплуатации.
- Колёсная формула – цифровой индекс, выражающий общее число колёс автомобиля и число ведущих колёс.
- Ошиновка (односкатная или двускатная) – количество колёс (скатов) на оси автомобиля с одной стороны.
- Экокласс — стандарт, принятый в Европе. Он устанавливает содержание опасных веществ в выхлопном газе.
- Число сидящих и спальных мест – количество сидящих мест в кабине и мест, предназначенных для сна водителя и пассажира.
- Объем топливного бака – показатель, характеризующий вместимость топливного бака автомобиля (в литрах).
- ABS (АБС) (Anti-lock braking system) – антиблокировочная система, предотвращает блокировку колёс транспортного средства при торможении.
- ASR (Automatic Slip Regulation, Acceleration Slip Regulation, Anti-Slip Regulation) – антипробуксовочная система, предназначена для предотвращения пробуксировки ведущих колёс;
- EBS (Electronic Braking System) – электронная система торможения.
- ESC (Electronic Stability Control) или ESP (Electronic Stability Program) – является дополнением к системе EBS и предназначена для повышения устойчивости ТС при таких манёврах, как прохождение поворотов и перестроение (опрокидывание, раскачивания, отклонение от прямого пути и складывание автопоезда из-за высокого центре тяжести и большой массы). В системе объединены функции курсовой устойчивости и защиты от опрокидывания (RSC – Roll Stability Control).
- ЕCAS– система управления пневматической подвеской. Обеспечивает удобную погрузку-разгрузку, мягкость передвижения по неровной дороге и регулирует величину дорожного просвета.
- EGR – система рециркуляции отработавших газов.
- AdBlue — жидкость для системы нейтрализации выхлопных газов.
- Common Rail– система питания топливом. Система управления двигателя с топливной системой Common Rail определяет состояние двигателя (частоту вращения, положения дроссельной заслонки (педали акселератора), температуру охлаждающей жидкости и т.д.) по сигналам датчиков и вычисляет количество цикловой подачи, угол опережения впрыска, давление топлива посредством микрокомпьютера системы управления.
Механизмы и элементы
- Мотор — механизмы, которые сжигают топливо и производят механическую энергию;
- Кабина — элемент ТС, в которой находится водитель.
- Кузов (платформа) – это часть автомобиля, предназначеная для размещения багажа и защиты их от внешних воздействий.
- Самосвальная платформа – это цельнометаллический, сварной, саморазгружаемый, оборудованный защитным козырьком кузов. Может обогреваться отработавшими газами для предотвращения примерзания и налипания груза. Применяются для перевозки навалочных сыпучих или кусковых грузов.
- Бортовая платформа – это кузов состоящий из основания, бортов и каркаса с тентом. Задние и боковые борта откидные, передний борт жёстко закреплён к основанию платформы. У бортовой платформы четыре или шесть боковых бортов, то есть бортовая платформа состоит из двух или трёх отсеков. Бортовая платформа предназначена для перевозки тарных, штучных грузов и является универсальной платформой. В зависимости от необходимости защиты груза от окружающей среды оборудуется тентом.
- Шасси – это совокупность механизмов, агрегатов и систем, обеспечивающих движение и управление автомобилем. Таким образом, шасси автомобиля включает в себя трансмиссию, рулевое управление, ходовую часть, тормозную систему.
- Трансмиссия – это часть транспортного средства, отвечающая за передачу мощности и крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам. К трансмиссии относят: сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал, полуоси, раздаточную коробку (для полноприводных автомобилей).
- Сцепление – это механизм, служащий для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии, последующего их плавного соединения, что необходимо для включения передачи при трогании с места и переключении передач при движении автомобиля.
- Карданная передачи – это шарнирное соединение расположенных под разными углами друг к другу деталями автомобилей, взаимное положение которых может быть постоянным или меняться при движении автомобиля. Состоит из карданного вала, к концу которого приварена неподвижная вилка шарниры, к другому – шлицевая втулка, соединённая со скользящей вилкой шарнира.
- Коробка передач – это механизм трансмиссии, изменяющий при движении автомобиля соотношения между скоростями вращения коленчатого вала двигателя и ведущих колёс. Коробка передач служит для изменения крутящего момента на ведущих колёсах автомобиля, длительного разъединение двигателя и трансмиссии и движения задним ходом.
- Коробка отбора мощности (КОМ) – механическая коробка передач, предназначенная для привода агрегатов специального оборудования/надстройки, устанавливаемого на шасси автомобилей. Характеристики коробки отбора мощности зависят от назначения того оборудования, которое она приводит в действие.
- Раздаточная коробка передач – дополнительная коробка передач, распределяющая крутящий момент двигателя между ведущими мостами автомобиля.
- Главная передача – шестеренчатый механизм, повышающий передаточное число трансмиссия автомобиля. Главная передача предназначена для постоянного увеличения крутящего момента двигателя, подводимого к ведущим колёсам, и уменьшения скорости их вращения до необходимых значений.
- Дифференциал – механизм трансмиссии, распределяющий крутящий момент двигателя между ведущими колёсами и ведущими мостами автомобиля. Дифференциал служит для обеспечения ведущим колёсам разной скорости вращения при движении автомобиля по неровным дорогам и на поворотах.
- Полуось – вал трансмиссии, соединяющий дифференциал с колесом ведущего моста автомобиля. Полуоси служат для передачи крутящего момента двигателя от дифференциала к ведущим колёсам.
- Ходовая часть автомобиля – система механизмов и деталей, предназначенных для перемещения автомобиля по дороге, связывает колеса с кузовом, гасит его колебания, воспринимают и передают силы, действующие на автомобиль. Ходовая часть включает в себя: раму, мосты, подвеску, колёса.
- Рама – штампованная, клёпаная, состоящая из двух лонжеронов швеллерного сечения, соединённых поперечинами металлическая конструкция. К передним концам лонжеронов болтами прикреплена балка буксирной поперечины. Служит для установки крепления кабины, кузова, всех систем, агрегатов и механизмов автомобиля.
- Мост автомобиля – агрегат, связывающий между собой правое и левое колесо оси, воспринимающий силы, действующие на них со стороны дороги, и через подвеску передающий их на несущую конструкцию.
- Подвеска – совокупность устройств, осуществляющих упругую связь колёс с несущей системой автомобиля. Подвеска служит для обеспечения плавности хода автомобиля и повышения безопасности его движения.
- Тормозная система – совокупность механизмов, которые уменьшают скорость движения автомобиля, останавливают и удерживают его на месте, обеспечивая безопасность при движении и на остановках. Тормозная система автомобиля имеет несколько разновидностей в зависимости от назначения: рабочая (предназначена для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной остановки), стояночное (служит для удержания на месте неподвижного автомобиля на наклонной поверхности), запасная (является резервный и предназначена для остановки автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы), вспомогательная (предназначена для длительного поддержания постоянной скорости, в основном на затяжных спусках);
- Ретардер (интардер) – устройство, предназначенное для снижения скорости транспортного средства без задействования основной тормозной системы. Использование ретардера необходимо для эксплуатации транспортных средств (преимущественно грузовых автомобилей и автобусов, а также автопоездов) в горных условиях на длительных спусках.
- Тахограф — гаджет, используемый для фиксации режима движения, периодов труда и отдыха;
- Круиз-контроль — функция, удерживающая постоянную скорость без помощи водителя.
Весовые характеристики
- Снаряженная масса — вес модели с учетом заполненного бака, инструментами, аптечкой, человека в кабине.
- Грузоподъемность — масса, с которой машина способна справиться.
- Полная (максимальная) масса — вес с учетом груза, работника, топлива, инструментов.
- Технически допустимая полная (максимальная) масса – установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
- Допустимая масса прицепа, полуприцеп – максимальная масса прицепа/полуприцепа, который может буксировать автомобиль.
- Полная (максимальная) масса автопоезда – сумма снаряжённой масса автомобиля и допустимой массы прицепа/полуприцепа.
- Технически допустимая полная (максимальная) масса автопоезда – установленная изготовителем максимальная суммарная масса тягача и буксируемого им прицепа или полуприцепа.
- Нагрузка на ось – нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колёсами одной оси.
- Нагрузка на ССУ – максимальная масса, приходящаяся на ССУ автомобиля-тягача.
- Технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на ось (группу осей) – масса, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью (группой осей) на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси (группы осей) и транспортного средства, установленная его изготовителем.
- Технически допустимая максимальная нагрузка на тягово-сцепное устройство – величина, соответствующая максимально допустимый статической вертикальной нагрузке на сцепное устройство (без учёта нагрузки от массы сцепного устройство транспортного средства категорий М и N), обусловленная конструкцией транспортного средства и (или) сцепного устройства, установленная изготовителем транспортного средства.
- Технически допустимая максимальная нагрузка на опорно-сцепное устройство– величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой полуприцепом на тягач через опорно-сцепное устройство, установленная изготовителем тягача для тягача, а изготовителем полуприцепа – для полуприцепа.
Габаритные размеры
- Колесная база — расстояние от первой и последней оси модели.
- Погрузочная высота — дистанция между землей и платформой.
- Габариты автомобиля – максимальная длина, ширина и высота автомобиля.
- Внутренние размеры кабины – внутренняя длина, ширина и высота кабины.
- Объем кузова/платформы – показатель, характеризующий вместимость кузова/платформы автомобиля (в куб.м.).
- Погрузочная высота – расстояние от поверхности дороги до пола платформы грузового автомобиля (для самосвала – до верхней кромки бокового борта).
- Высота ССУ – расстояние от проезжей части до плоскости седельно-сцепного устройства тягача, расположенного в горизонтальном положении в сцепленном состоянии с порожним полуприцепом.
- Дорожный просвет (клиренс) – расстояние от опорной плоскости, на которой находится автомобиль до самой нижней его точки, не считая колёс.
- Дорожный просвет под одной осью – расстояние между верхней точкой дуги окружности, проходящей через центры пятен контактов шин одной оси (в случае сдвоенных шин – шин внутренних колёс оси) и касающейся самой нижней точке транспортного средства, жёстко зафиксированной между колёсами, и опорной плоскостью.
- Межосевой дорожный просвет – кратчайшее расстояние между опорной плоскостью и самой нижней точкой транспортного средства, находящейся на его жёстком элементе. Многоосные тележки рассматривают как одну ось.
- Внешний радиус поворота– радиус поворота автомобиля по оси следа внешнего (относительно центра поворота) переднего колеса.
Параметры скорости и мощности
- Предельная (максимальная) скорость — скорость, которую достигают на последней передаче при максимальной подаче бензина.
- Мощность брутто — без подключения дополнительного оборудования.
- Мощность нетто — мощность силовой установки, укомплектованной усилителем и другими системами.
- Угол преодолеваемого подъема – угол между поверхностью дороги и горизонтальной плоскостью, соответствующий наибольшему подъему.
- Угол переднего и заднего свеса – углы, образованные опорной поверхностью дороги и плоскостью, касательной передним или задним колёсам и к выступающим низшим точкам передней или задней части автомобиля.
- Радиусы продольной и поперечной проходимости – радиусы окружности, касательные к колёсам и к низшей точки автомобиля, расположенной внутри базы.
- Типоразмер шин – уникальное сочетание ширины, высоты и диаметра шины.
- Крутящий момент двигателя – сила вращения, которая передаётся от двигателя на маховик, измеряется Н•м.
- Передаточное отношение главной передачи – отношение параметра (числа зубьев шестерни) ведомого звена механизм к ведущему.
- Контрольный расход топлива– параметр проверки технического состояния автомобиля, который определяется для ТС полной массы на горизонтальном участке дороги с твёрдым покрытием при устоявшемся движении с указанной скоростью.
Особенности транспорта, связанные с передвижением
- Тормозные свойства — возможность машины замедляться, быстро останавливаться. Характеризуется длиной тормозного пути.
- Топливная экономичность — расход бензина, газа, масла во время эксплуатации модели.
- Маневренность — возможность быстро быстро разворачиваться.
- Активная и пассивная безопасность – свойство автомобиля предотвращать вероятность возникновения ДТП, и снижать тяжести их последствий.
- Проходимость – способность автомобиля двигаться в тяжёлых дорожных условиях, в том числе по грунтам с повышенным сопротивлением движению и преодолевать препятствия без вспомогательных средств.
- Плавность хода – способность уменьшать воздействие от механических колебаний при движении по неровностям дороге на водителя, пассажиров, груз и агрегаты автомобиля.
- Экологичность– способность автомобиля соответствовать экологическим требованиям и стандартам, оказывать минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
Характеристики, не связанные с движением
- Ремонтопригодность — экономичность и простота ремонта, поиска автозапчастей.
- Эргономичность — возможность эксплуатировать спецтехнику в нормальных условиях.
- Универсальность – приспособленность для перевозки различных грузов, затратами на подготовку для перевозки особых грузов, климатические ограничения по использованию, приспособленность к разным дорожным условиям, требования к уровню оснащённости станции обслуживания и ремонта, требования к квалификации управляющего машиной и обслуживающего персонала.
- Надёжность – способность сохранять во времени значения параметров и выполнять требуемые функции.
- Удобство погрузки-разгрузки – представляет собой свойство автомобиля обеспечивать выполнение этих работ с наименьшими затратами времени и труда.
- Дизайн – отражает внешнее совершенство автомобиля, основанное на принципах сочетания удобств, экономичности и красоты.
- Автоматизированность– способность применять аппаратные и программные средства для управления, контроля и диагностики автомобиля.
Аббревиатуры и сокращения в характеристиках и опциях
МКБ | Межколесная блокировка |
МОБ | Межосевая блокировка |
ТНВД | Топливный насос высокого давления |
ДЗК | Держатель запасного колеса |
КОМ | Коробка отбора мощности |
РК | Раздаточная коробка |
КПП | Коробка переключения передач |
АКПП | Автоматическая коробка передач |
КП ZF | Коробка передач фирмы «ZF» |
КМУ | Крано-манипуляторная установка |
КП газов | Каталитический преобразователь выхлопных газов |
ТСУ | Тягово-сцепное устройство |
ССУ | Седельно-сцепное устройство |
АРОК | Агрегат ремонта и обслуживания качалок |
АБС (ABS) | Антиблокировочная система |
АКБ | Аккумуляторная батарея |
АСРДВШ | Автоматизированная система регулирования давления воздуха в шинах |
ГБО | Газобаллонное оборудование автомобиля |
ГБЦ | Головка блока цилиндров |
ГТК | Главный тормозной кран |
ГУР | Гидроусилитель руля |
ГЦС | Главный цилиндр сцепления |
ДВС | Двигатель внутреннего сгорания |
ДОПОГ | Дорожная перевозка опасных грузов |
ЗИП | Запасные инструменты и принадлежности |
КБТС | Криогенный бак транспортного средства |
КПГ | Компримированный природный газ |
КУТП | Кран управления тормозами прицепа |
МКД | Межколёсный дифференциал |
МОД | Межосевой дифференциал |
Мод. | Модель |
ОГ | Отработавшие газы |
СВОГ | Система вывода отработавших газов |
СНОГ | Система нейтрализации отработавших газов |
СПГ | Сжиженный природный газ |
ТБ | Топливный бак |
ТКР | Турбокомпрессор |
ПГУ | Пневмогидроусилитель |
ПЖД | Подогреватель жидкостный дизельный |
ПТФ | Противотуманная фара |
РУ | Рулевое управление |
ТОНВ | Теплообменник охладителя наддувочного воздуха |
ТС | Транспортное средство |
УВЭОС | Устройство вызова экстренных оперативных служб |
ФГОТ | Фильтр грубой очистки топлива |
ФТОТ | Фильтр тонкой очистки топлива |
ЦПГ | Цилиндро-поршневая группа |
ЭБУ | Электронный блок управления |
Электронасос МОК | Электронасос механизма опрокидывания кабины |
ЭСУД | Электронная система управления двигателем |
ЭФУ | Электрофакельное устройство |
Тахограф с блоком СКЗИ | Тахограф с блоком средств криптографической защиты информации |
П/о главной передачи | Передаточное отношение главной передачи |
шк-пет. | Шкворень-петля |
кр-пет. | Крюк-петля |
гидроф. | Гидрофицированный |
пнев.подв. | Пневматическая подвеска |
защ.кожух ТБ | Травмобезопасный кожух |
топл.ап. | Топливный аппарат |
отоп.каб. | Отопление кабины |
рест. | Рестайлинг |
север.исполнение | Северное исполнение |
аэродинам.козырек | Аэродинамический козырек |
выхл. | Выхлоп |
гипоид.задний мост | Гипоидный задний мост |
зад./бок | Задняя/боковая разгрузка |
овал.сеч. | Овальное сечение |
платф. | Платформа |
авт. | Автомобиль |
г/п | Грузоподъёмность |
надст.борта | Надставные (надстраиваемые) борта |
дв. | Двигатель |
ЕТО | Ежедневное техническое обслуживание |
НТО | Еженедельное техническое обслуживание |
СТО | Сезонное техническое обслуживание, выполняемое один раз в год осенью |
ТО-2500 | Разовое техническое обслуживание, проводимое в интервале пробега 1000-5000 км |
2ТО | Второе техническое обслуживание |
3ТО | Третье техническое обслуживание |
4ТО | Четвертое техническое обслуживание |
5ТО | Пятое техническое обслуживание |
7ТО | Седьмое техническое обслуживание |
Узнать цену техники
Оставьте свои контактные данные, и мы перезвоним в кратчайшие сроки.